Содержание | Сайт автора

 Кредо Ковалева: даже хорошие дела от КПСС были мерзки. Все, что делалось с участием КПСС, могло быть только злом. Но это и есть суть манихейства, отход от целостного образа жизни к иссушающему разделению Света и Тьмы. Сам Ковалев признает, что КПСС пронизывала всю жизнь страны. Получается, вся наша жизнь была зло. Всем следует пойти и утопиться. Здесь присущее антисоветской интеллигенции морали­за­торство доведено до предела. "Ес­ли улица не ведет к Храму - зачем она?" - вот кредо тотали­та­ризма.

 Отрицает Ковалев рациональность и в другом пункте. Ведь в осмыслении истории важна не точка, а динамика . Ковалеву же главное слова, он ужасается: в СССР было 300 заключенных диссидентов за последние 20 лет! Ну не империя ли зла (хотя для Запада цифра смехотворная)! А какова динамика репрессий? От Кровавого воскресенья - через Гражданскую войну - репрессии 30-х - репрессии 40-х годов - к «репрессиям» Брежнева. Это - очень быстрая динамика (та же динамика во Франция после рево­люции была намно­го хуже). Ее ни в коем случае нельзя было пре­ры­вать, если бы думали не о словах, а о людях. Что же сделал Кова­лев (Гамса­хурдия, Тер-Петросян, Тудж­ман и др. "мстители за по­ру­ганные права")? Они сломали систему, наладившую эту динамику, и потре­бовали ее капитуляции и суда над ней. Результат: в слабых звеньях (Карабах, Таджикистан, Чечня, даже Молдавия) кровь потекла рекой.

 Ковалев молился на суде правам человека в специфическом понимании западной демократии. А это - ценность не общечеловеческая, а преходящая, и появилась она недавно. В Средние века ее не было - а разве тогда жили не люди? Когда стали "правовыми" Германия или Испания? Бо­лее то­го, если эта ценность становится кумиром, то на ней воз­никает тоталитаризм ни­чуть не лучше любого другого. Права человека, как и другие цен­но­сти, улучшают жизнь именно пока они - идеал, а не абсолют . В Анг­лии в 1990 г. выпустили из тюрьмы 6 человек, которые под пыт­ками признались в несовершенном преступлении и отсидели не­вин­но 12 лет. Это ведь похуже, чем у нас было при Брежневе. Что же, заклеймить и разрушить Англию?

 Ковалев обвинял КПСС, как человек из иного общества. Такие люди в небольшом количестве есть везде (как, напри­мер, кришнаиты в США). Но они не обвиняют, а сосу­щест­вуют с "отста­лы­ми". Допустим, КПСС была часть нашего "отсталого" общества. Мы шли к все более правовому и очень терпимому обществу. Ковалеву не нрави­лось, как шли - и под его апло­дис­менты нас повели через Карабах и Приднестровье.

 Наше общество относилось к категории "традиционных". В них главное - не право, а справедливость , то есть нормы всеобщей эти­ки (как и любые нормы, они нарушались, но формирующую об­щест­во функцию выполняли). Либералы считают возникновение таких норм "дорогой к рабству". Спор об этом философский, а уж никак не для Конституционного суда. Признание недоказуемых фило­соф­­ских тезисов Ковалева лучшими аргумен­та­ми обвинения означало в правовом отношении огромный регресс.

 Наша история была та­ко­ва, что если что-то признавалось вредным для страны , то право было лишь ин­стру­ментом для нейтрализации этого зла. Вспомним ту "преступную", по мне­нию Ковалева, этику, под которую подгоняли право, судя дис­си­дентов. Диссиденты апеллировали вовне (к Рей­гану, ООН и т.д.). Независимо от нынешних оценок, у советского общества был "синдром военного быта" - никто этот факт, отмеченный еще Менделеевым, не оспаривает. При таком умонастроении апел­ля­ция к противнику в холодной войне выглядела как преда­тельство. Осуждать за это КПСС тех времен глупо, ибо речь идет о миро­воз­­зре­нии, об идеалах, которые очевидно доминировали в обществе в тот конкретный период.

 Да и с точки зрения разума: к кому апеллировали диссиденты? К США, залившим в те годы кровью Вьетнам? Разве у них права человека были на уме? В Панаме в декабре 1989 г. убили 7 тыс. ни к чему не причастных людей, что­­бы доста­вить подозре­ва­е­мого (!) Норьегу в суд. Норьегу - агента ЦРУ, личного друга Дж. Буша, который в чем-то провинился перед хозяевами. Это се­год­ня, на ко­роткий срок у нашей интеллигенции произошла такая аберрация, что ей Батиста предпочти­тельнее Кастро, а Пи­ночет про­сто идеал демократа. В 70-е годы апелляция к США воспри­нималась (и вполне разумно), как натравливание Запада на весь наш народ. Пожалуй, и сегодня обращения к Олбрайт или Дж. Бушу с просьбой наказать Путина не вызвали бы симпатии у населения России – что же говорить о годах холодной войны.

 Я сказал о честности выступления Ковалева. Но в ней боль­шой изъян. Ведь он выступил против КПСС не из вакуума - он со­гла­сился быть свидетелем определенной стороны, представленной Ельциным, Бурбулисом и пр. Он вошел в их бригаду, и тем самым взял на себя ответственность за их дела. Так ли безупречна эта фракция, чтобы было чест­ным морализаторство в ее ин­те­ресах? Да ни в коем случае, и невоз­мож­но поверить, что Ко­ва­лев этого не понимал. И если КПСС - зло, то как минимум все эти Ельцин, Шеварднадзе, Снегур и про­чие экс-партократы - тоже зло. И в самом лучшем случае в их тяжбе речь может идти о выбо­ре меньшего зла , но тогда рушится вся схема стол­кно­вения Добра и зла, на которой построил свое выступление Кова­лев. И всякое морализаторство и призывы к пока­я­нию становятся нечестными. Какое из этих зол меньшее - вопрос далеко не очеви­ден. Именно поэтому правозащитники вроде Л.Бого­раз при виде расстрелянных Бендер набрали в рот воды - они подписали кон­тракт с упомянутой фракцией Ельцина-Снегура и стали соучастниками ее дел. Так нечего ря­дить­ся в тогу морализатора, честнее быть просто ладс­кнехтом поли­тической партии, которую ты выбрал для службы.

 И еще одну нечестность я вижу в самом ядре выступления Ковалева. Сегодня, 60 лет спустя, он возлагает вину на КПСС и весь народ за преступления Сталина, отстоящего от нас на два поколения и несколько исторических эпох. И ни слова о том, что проделала его , Ковалева, пар­тия за последние 7 лет и о том, что она делала в момент суда. Что, разве рас­стрелы в Ходжаллы и в Бендерах - стихийное бед­­ствие, а не результат определенной политики? Этой политики не хотело подавляющее большин­ство народа ("совки с неправовым сознанием") и не хотела динозавр-КПСС - за исключением Горба­чева и его друзей-конкурентов. Горбачев и Ельцин эту политику делали, а Ковалев (и подобные ему правозащитники) молчали или апло­ди­ровали - помогали. Ведь это уже - очевидный, экспериментальный факт. Разве здесь нет се­годняшней, осязаемой вины - не отцов и де­дов, а лично Ко­ва­ле­ва и "его стороны" в конституционном суде? Вот бы ему и погово­рить о личном покаянии - это было бы уместно как прелю­дия.

 Интеллектуалы-демократы неуклюже оправдываются: ах, мы не знали, что так получится, хотели всего лишь разрушить империю! Вот доктор наук из Института философии Э.Ю.Соловьев поучает: "Сегод­ня смешно спрашивать, разумен или неразумен слом государственной машины в перспективе формирования правового го­су­дарства. Слом прои­зо­шел. И для того, чтобы он совершился, от­нюдь не требовалось "все сломать"... Достаточно было поста­вить под запрет (т.е. политически ликвидировать) правящую комму­ни­стическую партию. То, что она заслу­жила ликвидацию, не вызывает сомнения. Но не менее очевидно, что государственно-админи­стра­тивных последствий такой меры никто в полном объеме не предви­дел. В стране, где все управленческие струк­туры приводились в движение не материальным интересом и даже не чи­нов­ным честолю­бием, а страхом перед партийным взысканием, дискре­дитация, обессиление, а затем запрет правящей партии должны были привес­ти к полной деструкции власти. Сегодня все выглядит так, слов­но из политического тела выдернули нервную систему. Есть головной мозг, есть спинной мозг, есть живот и конечности, а никакие сиг­налы (ни указы сверху, ни слезные жалобы снизу) никуда не поступают. С го­речью приходится констатировать, что сегодня - после внушительного рывка к правовой идее в августе 1991 г. - мы отстоим от реальности правового государства дальше, чем в 1985 г.".

 В каждой фразе кривит душой философ и усугубляет вину своего цеха. Выполняя заказ, он опять доказывает, что можно обсуждать лишь действия ушедших вождей - а прошлогодние дела обсуждать даже "смеш­но". И правомерность запрета КПСС "не вызы­вает сомнения" - ведь наверху-то решили! Но напрасно ученый скром­но прячется за словом " никто ", говоря, что якобы не пред­видели катастрофических последст­вий "выдергивания нервной системы" из тела традиционного общества. Эти последствия не просто "предвидели" и Горбачев, и Яковлев, и их консультанты из корпо­рации "РЭНД". Эти последствия настолько хорошо изу­чены и в истории, и в социальной философии, что результат можно считать теоретически предписанным. Да и эксперименты были проведены. Юго­славия была намного либеральнее СССР, намного "западнее", но и там процесс не отклонился от теории. И смысл всего проекта, защитником которого выступил Ковалев - новый ви­ток войны против России с извечной апелляцией к Западу и опорой на его мощную под­держ­ку.

  


[««]   С.Г.Кара-Мурза «Антисоветский проект»   [»»]

Содержание | Сайт автора