ГЛАВА 22. ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ "АКУЛЫ" ТРЕТЬЕГО РИМА. СМЕРТЕЛЬНОЕ "ТАНГО" И "ЧЁРНЫЕ ДЫРЫ" В ОКЕАНЕ. США ОТСТАЮТ. НАКАНУНЕ РОЖДЕНИЯ НОВОГО СУПЕРМЕЧА ИМПЕРИИ: "СТИРЛИНГ" ПРОТИВ РЕАКТОРА. ПРЕДВИДЕНИЕ ИЗ 1938 ГОДА
1
США делали ставку целиком на атомный подплав. Мы же выпускали в воды планеты куда более дешёвое, но подчас не менее страшное оружие — лодки с обычными силовыми установками. На выставке 1995 года в Абу-Даби наша дизель-электроходная лодка типа "Варшавянка" произвела настоящий фурор.
Толстая "сигара" проекта 877, с массивной боевой рубкой, она отменно обтекаема. Её наружный, так называемый лёгкий, корпус покрыт особой оболочкой, которая ослабляет или нейтрализует импульсы вражеских эхо-локаторов. Эта гасящая звуки оболочка — чёрного цвета, и оттого лодка смахивает на гигантского кита. Русским конструкторам удалось настолько хорошо отработать конфигурацию маскирующего покрытия и звукоизолировать механизмы субмарины, что испукаемые ею шумы почти не отличаются от естественного фона моря. Её очень трудно расслышать среди скрипа и клекотания рыбьих косяков, хрюканья и свиста дельфинов, мерного шума волн.
В борьбе за скрытность отцы лодки из знаменитого КБ "Рубин" пошли на многие ухищрения. Например, сдвинули носовые горизонтальные рули ближе к боевой рубке. Скрытность сделана главным оружием "Варшавянки". Да ещё и концентрация высочайших технологий. На первый взгляд, по своим характеристикам "Варшавянка" недалеко ушла от гитлеровских субмарин полувековой давности. Но на самом деле наша ДПЛ — настоящий прорыв в будущее морской войны.
Внутри обтекаемого лёгкого корпуса заключён корпус прочный — разделённое на шесть отсеков вместилище экипажа, припасов и механизмов. В носовом — шесть аппаратов для восемнадцати торпед. Два аппарата могут стрелять телеуправляемыми "рыбками", наводимыми по тончайшим проводам. Вместо торпед "877-я" может взять в погреба 24 мины. Заряжание подводных пушек автоматизировано, из-за чего скорострельность ДПЛ изумляет иноземцев. Многоцелевой комплекс управления огнём способен одновременно следить за пятью целями, причём за двумя — автоматически. И нападать лодка может сразу на двух врагов. Если её атакуют с воздуха на поверхности, она отразит нападение пуском ракет типа "Игла" ("Техника — молодёжи", №5 1995 г.).
Два радара и гидроакустическая станция нового поколения способны засечь врага прежде, чем тот заметит "877-ю". Навигационный комплекс непрерывно вычисляет путь лодки, следит за курсом и выдаёт координаты корабля.
Прежде обычные ПЛ двигались по поверхности вод на дизелях, одновременно крутившими их генераторы для подзарядки аккумуляторов. А под водой — на электромоторах. "Варшавянка" использует дизели только для вращения динамо-машин, и потому на ней нет громоздких механических передач. Лодка имеет специальный двигатель экономичного хода и два резервных — для маневрирования в узостях или при швартовке на базе.
Ну и, конечно, "Варшавянка" снабжена шнорхелем, который обеспечивает подачу атмосферного воздуха для работы дизелей, когда лодка идёт на перископной глубине. Со шнорхелем ей под силу идти под волнами на дальность в 6 тысяч миль. Выхлопные же газы при этом попадут в трубу отвода такой оригинальной конструкции, которая не даст образоваться заметному дымному следу. Потому субмарина может "набивать" свои аккумуляторы повышенной ёмкости, не всплывая на поверхность.
Подводники прошлых лет на дизель-электрических лодках страдали от тесноты: одна койка на троих в кубриках, где люди напиханы как сельди в бочке. Даже клозеты подчас служили одновременно и кладовыми. На "877-й" экипаж размещается в каютах. Есть амбулатория, кинозал и душевые.
Главный конструктор "Рубина" Юрий Кормилицын убеждён: с появлением "Варшавянки" американские субмарины потеряли преимущество в бесшумности, коим обладали много лет. В США, где лодки окрестили "Кило", её иногда называют "чёрной дырой" в океане. Так сложно её обнаружить средствами акустики.
Наш корабль надводным водоизмещением в 2300 тонн (подводным в 3036 тонн) имеет 72,8 метра в длину и 9,9 метров — в ширину. С автономностью в 45 суток "877-я" может действовать и в морях, и в океанах. Экипаж — 52 моряка. Обладая надводным ходом в 10, а подводным — в 17 узлов, русское "потаённое судно" ныряет на рабочую глубину в 240 метров (максимальный порог погружения — триста метров).
Увы, национальная катастрофа реформ, разразившаяся в 1985 году, остановила процесс перевооружения нашего дизель-электрического "подплава" на эти прекрасные корабли. Ныне их строят в основном на экспорт, для стран, у которых есть деньги на свою оборону. Только одна Индия купила десять "Варшавянок".
2
США с середины 50-х годов строят только атомные ПЛ. Они всегда смеялись над нашими дизель-электроходами.
Но мы оказались умнее. Ведь атомарины — "звери" океанские, большие и очень дорогие. Использовать их в мелководных прибрежных морях, усеянных островами и с побережьями, изрезанными бухтами да фьордами, — что кита в сельский пруд загонять.
Империи же приходилось действовать в прибрежных неглубоких водах. Тут вам и Балтика с её мелями и "сахарными головами" подводных скал, и Баренцево море с норвежскими фьордами — узкими заливами, и Чёрное с его прибрежными "террасами", и Жёлтое с Японским, не блещущие глубинами. Мы уж не говорим о мелком и бурном Северном море к северу от Англии. Или о Средиземноморье. Атомный гигант трудно послать на скрытное минирование вражеских гаваней. А дизельную лодку — в самый раз. Тем паче, что целью СССР были порты Северной и Западной Европы.
К тому же оказалось, что атомный реактор, обеспечивающий лодкам скорость и огромную дальность хода, — вещь всё же шумная. Особенно — за счёт своей турбозубчатой установки, вращающей гребные винты. Да и дорогая, понеже требует недешёвых и огромных наземных баз обслуживания. Проще говоря — целой промышленности "атомного сервиса".
Вот почему мы, не в пример США, так и не отказались от постройки обычных субмарин. Ведь и они могут всаживать во вражеские корабли торпеды и топить их крылатыми ракетами.
Первой и самой большой серией русских дизельных подлодок (ДПЛ) были "Эски" — корабли серии "С", прослужившие в нашем флоте до 1991 года (американцы почему-то называли их "Виски"). С 13 марта 1950 года по 30 июня 1958-го их построили 215 единиц. Именно двенадцать этих лодок совершили в 1962 году бросок в Индонезию, грозя Малаккскому проливу подводной войной. Именно на таких лодках ставили первые крылатые ракеты подводного старта.
Эти ДПЛ проекта "613", разработанные с учётом опыта немцев, обладали автономностью в месяц, погружались на 200 метров и могли пробыть в пучине двести часов. Их очень удобно сравнивать с последними (и лучшими в мире) гитлеровскими лодками XXI серии и американскими "Тэнчами" первой половины 50-х.
Сравнительные данные ПЛ из статей Игоря Боечина
("Техника — молодёжи", №№1,3 1996 г.)
Таблица 9
Данные |
613, СССР |
"Тэнч", США |
XXI, III Рейх |
Водоизмещение надводное/подводное, т |
1050 / 1600 |
1620 / 2400 |
1621 / 1819 |
Скорость надводная/подводная, узлов |
18,2 / 13,1 |
15 / 20 |
15,5 / 17,5 |
Дальность плавания надводная/подводная, миль |
8580 / 353 |
18000 / – |
11500 / 185 |
Глубина погружения, м |
200 |
180 |
135 |
Длина/ширина, м |
76 / 6,3 |
81,9 / 8,2 |
76,7 / 6,6 |
Вооружение |
8 торп. апп., 12 торп. |
8 торп. апп. |
6 торп. апп. |
Таким образом, "Эски" не были чудом техники, уступая более новым "Тэнчам". Но надо было создать подводный флот после тяжёлых потерь Великой Отечественной. Они стали этапом в развитии русских ДПЛ. Аппараты беспузырной стрельбы торпедами, шнорхели, установка механизмов на амортизаторах для уменьшения шумности — всё это было впервые.
3
Другой серией русских ДПЛ стали корабли проекта "611", прозванные американцами "Зулу". Наши же именовали их субмаринами типа "Б" — "Буки"...
... Флот — эта целая сокровищница русских традиций. С 1918 года мы называем буквы нашего алфавита — "а", "бэ", "вэ"... Флот же не изменил ничего. Там алфавит звучит так же, как и тысячу лет назад: "аз", "буки", "веди", "глаголь", "добро"...
"Буки" были большими лодками — в 1831 тонну надводного и 2600 тонн подводного водоизмещения с дальностью плавания в 22 тысячи миль (против 8580 у "613-х" и 18 тысяч у "Тэнчей"). Автономность "Буков" достигла 75 суток — для океанских походов. Девяностометровые "рыбины" погружались на глубину в 200 метров, обладая 17 узлами скорости на поверхности и 15 узлами — под водой. Шесть носовых и четыре кормовых аппарата грозили врагу 533-миллиметровыми торпедами. Для минирования "Буки" могла взять на борт 32 мины АМД-1000. Каждая из них с тонной взрывчатки могла разворотить днище даже "Титаника".
Впервые лодка получила два радара: один — для поиска целей, второй — для засечения работы чужих локаторов. А лёгкий внешний корпус был усилен по бортам — для действий во льдах.
То были имперские ДПЛ для океанских операций. Последнюю "Буки" проекта "611" списали на слом в 1991 году.
4
Во второй половине 50-х Империя приступила к постройке лучших в мире дизель-электроходных лодок серии "641". Русский техноисторик и монархист Игорь Боечин описал эти лодки в №6 "Техники — молодёжи" за 1996 год. Красивый, чуть седловидный корпус со скошенным форштевнем — эти ДПЛ создавались для открытых океанских просторов. В США им присвоили кодовую кличку "Фокстрот".
Головная лодка была заложена в 1956 году, и всего флот получил 75 этих прекрасных кораблей. В них многое было сделано впервые. Например, установка электронно-вычислительного комплекса управления торпедными атаками "Ленинград-641", или система звукопроводной связи, позволявшая переговариваться с другими лодками и кораблями на глубине (радиоволны не проникают сквозь водную толщу). Или же русская аппаратура "Свет-М", фиксирующая импульсы чужих гидролокаторов.
"Фокстроты" поставлялись в Ливию, Польшу, в Индию и на Кубу. Американцы прозвали нашу лодку именно так, намекая на её шумность. Но для начала 60-х она обладала таким мощным и дальнобойным оружием, что могла поразить засекший её американский корабль, не входя в зону поражения его противолодочного оружия.
С начала 70-х годов в КБ "Рубин" стали разрабатывать ДПЛ типа "641Б" — "Буки" второго поколения, которые на Западе называли "Танго". Её отличали ещё более обтекаемые обводы корпуса и увеличенный на 1/5 боекомплект в расчёте на один торпедный аппарат. (Если у "Фокстротов" были 6 аппаратов в носу и 4 — в корме, то на "Танго" оставили шесть пусковых установок в носу.) Новая навигационная система обеспечила ориентацию даже в высоких арктических широтах. Для достижения рекордной скрытности механизмы корабля снабдили амортизаторами, а трубопроводы покрыли звукоизоляционной оболочкой. У командира лодки появилась боевая информационно-управляющая система, самостоятельно готовившая данные для стрельбы. Офицерам полагались двухместные каюты, а матросам и старшинам — индивидуальные койки. С 1972 по 1980 год Империя вооружилась 17-ю такими кораблями.
У Клэнси в "Красном шторме" лодки типов "Фокстрот" и "Танго" кишат в Северной Атлантике, торпедируя конвои с войсками и снаряжением, идущие из США в Европу. У США просто не было таких лодок. К тому же, в книге американские корабли спасаются от русских торпед с помощью системы "Прерия-Маска", подавляющей шумы судна. Эту систему выдумал сам Клэнси. Её не было в 1986-м, нет и до сих пор.
Имперские ДПЛ 2 и 3 поколений
(данные Игоря Боечина)
Таблица 10
Данные |
641 |
641Б |
"Тэнч" |
"Оберон" |
Водоизмещение надводное/подводное, т |
1950 / 2500 |
2700 / 3000 |
1620 / 2400 |
1610 / 2410 |
Скорость надводная/подводная, узлов |
16,5 / 15,5 |
14 / 15 |
15 / 20 |
12 / 17 |
Мощность дизельных/электрических моторов, л. с. |
5700 / 5540 |
5700 / 5540 |
4200 / 5200 |
3680 / 6000 |
Дальность плавания надводная/подводная, миль |
30000 / 15–400 |
30000 / 15–400 |
18000 / – |
9000 / 180 |
Глубина погружения, м |
250 |
250 |
180 |
200 |
Экипаж |
75 |
78 |
83 |
68 |
ПРИМЕЧАНИЯ. "Тэнч" — 1949–1953 гг., английские "Обероны" — 1959–1967 гг. постройки. "641-е" вооружены 10 торпедными аппаратами, 22 торпедами или 32 минами (запас хода этих лодок под водой на 16 узлах — 15 миль, на 2 узлах — 400 миль). "641Б" вооружены 6 ТА и 21 торпедой. "Тэнчи" несут 6 ТА в носу и 2 ТА — в корме, "Обероны" — 6–8 носовых ТА и 20 торпед.
5
Русское строительство ДПЛ продолжалось, увенчавшись в 80-х созданием и поныне лучшей в мире дизель-электроходной "Варшавянки". И предела совершенствованию наших имперских ДПЛ Запад не видел.
Насмешки американцев над "глупыми и скупыми русскими, строящими лодки позавчерашнего дня", сначала смолкли. А потом и вовсе сменились вышибающим холодный пот страхом. Исчезал их последний козырь — шумность русских ПЛ. К тому же, объявленный Рейганом "крестовый поход", воинственные обещания отправить нас на свалку истории требовали наращивания морских вооружений. И тут оказалось: у США нет ДПЛ, а атомные — становятся слишком дорогими. Строить же только АПЛ для решения всех задач на море значило разорить США. Опыт строительства дизель-электроходов был утрачен, его пришлось бы восстанавливать заново.
В 1994 году американский журнал "Солдат удачи" писал:
«Впервые со времени окончания Второй мировой принятый Конгрессом и подписанный президентом в прошлом году (1993-м — прим. авт.) бюджет не предусматривает расходов на закупку новых подлодок. Хотя строительство ударных и ракетоносных лодок, заказанных ещё в благословенные для военного ведомства времена Рейгана (1981–1988 гг. — прим. авт.), продолжается.
Четыре фактора привели ВМС США к их нынешнему состоянию "нулевого роста": распад Советского Союза, непомерно возросшая стоимость строительства новых кораблей, соглашения об ограничении стратегических вооружений и требования общественности сократить военные расходы.
Стратеги Пентагона даже рассматривают вариант, который во времена адмирала Риковера считался бы ересью — возврат к строительству дизельных ПЛ...
— Ну не ирония ли судьбы? — вопрошает командующий подводным флотом США в районе Атлантического океана вице-адмирал Джордж Эмери. — Мы возвращаемся к тому, что делали 50 лет назад, когда переправляли подразделения морской пехоты на удалённые острова Тихого океана на дизельных лодках»...
Иными словами, богатые США к 1993 году, несмотря на развал своего главного противника — СССР, издыхали. Они не могли выдерживать взятый при Рейгане темп создания новых АПЛ! Не могли, даже несмотря на то, что развал и разграбление Империи дало им массу дешёвых нефти, металла, вывезенных из экс-СССР капиталов, технологий и сырья. Несмотря даже на то, что ельцинская Эрэфия хранила свой валютный резерв в государственных облигациях США, кредитуя их экономику. Боже, как они радовались победе Ельцина и его дерьмократии!
Бог хранил их от появления в Кремле действительно несгибаемой, сильной личности. Ибо в этом случае США пришлось бы с нуля создавать флот ДПЛ, снова насилуя свою экономику. Тогда как у Империи уже были эскадры дешёвых и малошумных дизель-электроходов, способных оперировать в океане. Они могли доставлять к узлам военно-морской инфраструктуры Америки не только мины, но и ещё одно страшное оружие — отряды боевых пловцов (о них мы ещё расскажем). У нас плавали лодки, способные топить атлантические конвои, долго оставаясь под водой в положении затаившейся змеи. А заодно — подстерегать и пускать ко дну атомарины США.
Американцы успели привить нам вирус предательства и тем спаслись от поражения в гонке подводных вооружений. Как они сами признавали, Империя к 2000 году должна была иметь в строю 20 процентов АПЛ с шумностью меньшей, нежели у новейших атомных подлодок типа SSN 668-1. Они относили к достоинствам наших наутилусов отменную живучесть и использование неакустических систем обнаружения, основанных на новых физических принципах. Противолодочная мощь американских субмарин сильно снизилась к началу 90-х: ракето-торпеды "Саброк" вышли из строя по старости, истёк срок хранения их топлива, тогда как новую ракето-торпеду "Си Ланс" так и не удалось запустить в производство. И потому в подводных боях штатовцам приходилось рассчитывать только на сравнительно слабые и тихоходные торпеды калибра 533 миллиметра. Наши же ПЛ получили мощные "подводные ракеты" 100-РУ дальнобойностью в сотню километров (против 60 километров у "Саброк") и калибром 650 миллиметров. У нас была и малогабаритная "рыбка" АПР-2, способная настичь и разорвать на части жертву даже на глубине 600 метров. И совершенно не имела аналогов в целом мире русская суперторпеда "Шквал", которая развивала скорость в 200 узлов (около 370 километров в час) и увернуться от которой практически невозможно ("Море", декабрь 1995 г.)!
А ведь проводка конвоев в Европу через Атлантику в 80-х становилась едва ли не главной заботой Пентагона. В эти годы США уповают на концепцию "ограниченной ядерной войны". В ней ни Союз, ни Штаты не решаются нанести удары по территориям друг друга тяжёлыми баллистическими ракетами. И боевые действия в Европе должны были идти с применением обычных вооружений, да от силы — слабых тактических ракет с атомными зарядами. В этом случае победа США впрямую зависела от того, смогут ли они наладить бесперебойный поток людей и грузов через океан. Фабула "Красного шторма", написанного на волне рейгановской антирусской истерии, весьма похожа на эту концепцию. Азербайджанские террористы в СССР 1986 года взрывают крупнейшие нефтепромыслы в Западной Сибири, и русские, оказавшись перед лицом энергетического кризиса, решают вторгнуться в Европу. Вспыхивает война, в которой ни мы, ни американцы не решаемся применить ядерную силу. И главная борьба в книге идёт именно за морские коммуникации. Которую — а может ли быть в американской книге иначе? — Штаты выигрывают. Хотя и с превеликим трудом.
В жизни всё обернулось бы иначе. "Варшавянки" способны перерезать западные пути сообщения в Атлантике. Более того, у русских шли работы над подводным оружием совершенно нового типа, над лодками XXI века. Не атомными, но и не дизель-электрическими...
6
... К концу 70-х годов изобретение гитлеровских подводников, шнорхель, перестало быть палочкой-выручалочкой для обеспечения скрытности ДПЛ. В небе над океаном реяли американские противолодочные самолёты "Орион", "Викинг", английские "Нимроды". Лодка не могла уже не только скрытно всплыть, но даже выставить наружу шахту шнорхеля. Уже нельзя было двигаться у поверхности воды на дизельном ходу, заряжая истощившиеся аккумуляторы. В районах интенсивного патрулирования самолёты засекали дизельные лодки через двадцать минут после их подвсплытия под шнорхель. К тому же, при движении с ним лодка сама сильно шумит, и её акустики глохнут. Американцы прозвали ДПЛ в таком положении "ревущими коровами".
Но ещё в 1816 году шотландец Стирлинг изобрёл двигатель внешнего сгорания замкнутого цикла. Рабочее тело в нём (а им может быть как обычный воздух, так и лёгкий газ, водород или гелий) заполняет замкнутый контур из двух камер, соединённых теплообменником. Газ нагревается в одной камере и, расширяясь, давит на поршень. Затем, совершив работу, поступает в другую, где охлаждается и переходит в первую камеру. Однако технология времён Стирлинга была чересчур уж несовершенной, и человечество надолго забыло о его изобретении.
Нынешнее развитие техники открыло перед стирлинговыми машинами новые перспективы. В том числе — и в военном подводном флоте. Для приведения их в движение придумали сжигать в замкнутой камере обычное дизельное топливо, смешивая его с запасённым на борту лодки жидким кислородом, который хранится в криогенных цистернах — больших сосудах Дьюара. А проще говоря — в гигантских термосах. Исследования проблем использования стирлингов (или двигателей замкнутого цикла — ДЗЦ) на подлодках шли параллельно. У нас — на ПЛ типа "Белуга", в Швеции и в Австралии. Работали над сей проблемой и американцы, пытаясь приспособить ДЗЦ для космических аппаратов. Оказалось, что стирлинги позволяют лодке заряжать свои аккумуляторы на большой глубине, "набивая" заодно энергией обеспечивающие системы и радиоэлектронное оборудование. Конечно, ДЗЦ обеспечивают лишь тихий ход, но для перезарядки батарей и того достаточно. Русская же криогенная техника в принципе позволяла оснастить такие скрытные корабли аппаратами для сжижения кислорода прямо из атмосферного воздуха. Передовые технологии создавались на одесском "Холодмаше", и мой отец писал о том в "Правде". Помню, как он однажды принёс домой целый термос жидкого воздуха...
Но и это ещё не всё. В Союзе ещё тридцать лет назад был изобретатель, создавший сверхдвигатель Стирлинга, пятикратно более компактный, нежели лучшие западные образцы — инженер Волжского автозавода Валерий Мухин. Он построил его не поршневым, а роторным, придумав уникальный вращающийся уплотнитель, поборов тем самым утечку рабочего тела. Он оказался никому не нужным ни при Брежневе, ни новой России ("Техника — молодёжи", №11 1996 г.). Однако важно другое: лидерам Империи в 1985 году достаточно было лишь мановения руки, чтобы получить в распоряжение самый передовой в мире ДЗЦ. И не только для подводного флота — ротор-стирлинг Мухина способен дать нашим автомобилям экономичное "сердце" с почти нулевой токсичностью выхлопа и минимальным износом! Сегодня Мухин работает на приватизированно-акционированном ВАЗе, и новые капиталисты, казалось бы, должны ухватиться за его изобретение. Ведь так нас учили наши демократы, говоря о застойности и консерватизме имперской промышленности. Но поди ты — не хватаются! А барыши свои предпочитают прожирать в кабаках да на Багамах.
Одновременно нашёлся и другой способ резкого увеличения боевой мощи обычных ПЛ — применение абсолютно бесшумных электрохимических генераторов. Тех, которые превращают тепло и энергию химических реакций прямо в ток. Работы над такими системами у нас велись в крупнейшем атомном концерне мира, в Минсредмаше Союза. И в Питере, в ЦНИИ судостроения имени Крылова. В последнем, например, трудились над химическими "котлами" высокотемпературного и кислородно-водородного типа, над водоактивируемыми батареями "магний-морская вода" с энергоёмкостью в три–четыре раза выше, нежели у обычных аккумуляторов, над термоэлектрическими генераторами. А заодно — и над стирлингами для ПЛ. В 1978–1986 годах успешные работы по оснащению наших субмарин электрохимическими генераторами шли в организации с неудобоваримым названием — в Спецконбюро котлостроения. Однако гнилой горбачёвский режим в 1987-м свернул программы создания супербесшумных машин. Удалось только разработать силовую установку для малой лодки "Пиранья" — носителя подводных пловцов-диверсантов, полностью закончив дело в 1991-м ("Военный парад", №3 1997 г.). Нам тогда удалось решить проблему, перед которой пасовал Запад — найти способ хранить водород на борту лодок. Если наши соперники сжижали его, храня в "термосах", или закачивали газ в громоздкие баллоны большого давления, то наши додумались сделать "водородную батарею" из интерметаллоидных накопителей, отдающих связанный ими газ при нужном воздействии.
Если вы читали фантастический роман А. Адамова "Тайна двух океанов" 1938 года, то можете себе представить, о чём идёт речь. В той книге имперская океанская субмарина "Пионер" идёт с Балтики на Дальний Восток в противовес флоту Страны Восходящего Солнца, отражая по пути атаку магнитных торпед и пуская ко дну японский крейсер. Эта субмарина движется термоэлектрической машиной, заряжая батареи с помощью разницы температур в разных слоях океанской пучины.
Иными словами, мы стояли на пороге создания ещё недавно фантастического класса подводных лодок, куда более дешёвых и скрытных, нежели атомные, но с почти равной им автономностью действия. Кораблей, которые должны были нести и управляемые торпеды, и крылатые ракеты нового флота русской цивилизации, Третьего Рима...
Скрещение технологий ДЗЦ и ЭХГ с новейшими крылатыми ракетами Империи 80-х годов ("Вулканами", "Ониксами" и "Болидами") сулило пробить в обороне США прореху, на "штопку" которой грозили уйти десятки миллиардов долларов сверх и так раздутых военных затрат. Ведь всего лишь один патрульный самолёт "Орион" обходился казне Америки в 70 миллионов долларов.
США стояли перед выбором: либо проиграть подводную войну, либо отступить перед напором Империи. Они избрали третье — поддержали приход к власти в СССР группировки прозападных деятелей, думавших о быстрых деньгах. Сотня предателей у власти оказалась сильнее двух сотен атомарин адмирала Риковера. В романе Адамова, кстати, имперские органы безопасности обезвреживают множество шпионов, пытающихся сорвать строительство "Пионера". Но один предатель оказывается среди экипажа лодки...
Нам, умудрённым горьким опытом последних лет, это не кажется фантастикой. Просто Адамов в 1938-м и представить себе не мог того, что изменники могут оказаться даже в самых высших эшелонах...
7
Иногда ненависть к разрушителям подступает к самому горлу. Мы помним, как в 1989-м Сергей Кургинян в "Литературной России", срывая голос до хрипоты, кричал: "эти" тянут нас в кошмар, к залитым кровью улицам, к остановившимся реакторам и к дымящимся руинам городов! Он заклинал: остановите межрегиональную депутатскую группу Собчака, Попова и Бурбулиса, двигающую Ельцина вперёд, как таран. Остановите этих нелюдей, которые ездят по Союзу, милуясь с грузинскими и прибалтийскими нацистами!
Тогда над ним смеялись. В 1989-м никто и помыслить не мог ни об октябре 1993-го, ни о разрушенном Грозном, ни с роддомах, захваченных бородатыми изуверами. Сейчас тот же Кургинян пророчит иное. Позорная капитуляция в Чечне — это начало огненной полосы новой войны на юге. Что дальше? За глупости придётся расплачиваться.
Платить придётся за многое. За правительство импотентов в костюмах от Кардена. За полуживое жестокое чучело на престоле, способное открыть огонь в центре Москвы, но трусящее поставить к стенке хотя бы одного вора или предателя. За лужковские сатурналии во взбесившейся от шальных денег Москве на фоне русских разорения, крови и слёз.
Мы ненавидим этот лживый мишурный мир. За одно лишь то, что лысые и брюхатые вожди его украли у нас будущее, продав его Западу. И ноздри наши чуют дурманящий тепловатый запах новой крови. Слышите, вы, невоевавшая слизь, которую когда-то защитили от немецких сапогов отцы и старшие братья, продавшая Империю за тридцать сребреников! Рано или поздно пробьёт роковой час, и по земле, может быть, пойдут чёрные духи мщения — ордварки. С крестами и оружием. Они загнут оконечности креста, и то будет новый мир. Мир воинов и монахов, строителей и храбрецов. А пока веселитесь и смейтесь...