ГЛАВА 5. "ЛЕТАЮЩИЕ ТАНКИ" И ГОРЯЩИЕ "СКАЙРЕЙДЕРЫ". "МИЛЬ" И "КАМОВ" — ПРОТИВ "ИРОКЕЗА". МЫ ЖГЛИ И СТИРАЛИ ИХ В ПЫЛЬ. РУССКИЕ КИБОРГИ
1
1991 год был горек. Зимой вся мощь Штатов и их сателлитов обрушилась на непокорный Ирак. Массированные бомбёжки Багдада унесли сорок тысяч жизней...
Иракцы были вооружены в основном старым советским оружием образца 60-х — начала 70-х годов. США максимально использовали ту скоротечную войну для рекламы своей техники, в пух и прах, мол, разбившую "примитивную" советскую машинерию.
Телевидение СССР тогда услужливо транслировало кадры горящих иракских танков русского производства — стариков Т-55 и ТУ-62. Вместе с компьютерными мультфильмами, в коих грозные американские штурмовики А-10А "Тандерболт" захватывают советские танки в конусы радиолокационных прицелов и "щёлкают" их, как в тире, управляемыми ракетами. А что же на самом деле?
Самолёт-штурмовик — вещь особая. Не ладно скроенный, но крепко сшитый, он призван атаковать врага на переднем крае, помогая натиску своих войск. Пройдя сквозь адский огонь с земли из всех стволов.
Штурмовик — это олицетворение национальных традиций его создателей. Американские и русские машины такого рода диаметрально противоположны. Как полярны воинские обычаи православно-византийской и иудео-пуританской цивилизаций.
Со Второй мировой американцы придерживались практики создания скоростных штурмовых машин. Как лёгкие пиратские бригантины, они должны нанести молниеносный удар и так же стремительно уйти. Поэтому США всё время норовили сделать штурмовиками обычные истребители или скоростные бомбардировщики. Не ломая голову над созданием специальных моделей.
Мы же пошли другим путём. Словно древние воины-латники, русские штурмовики создавались для тяжёлого труда. Для бреющих, на высоте деревьев, полётов. Словно русский ратник, который часами работал мечом в жаркой сече, наши самолёты методично обрушивали на земного врага огонь своих пушек, кромсали передний край врага.
В Отечественную воевал настоящий самолёт-воин, детище Ильюшина — штурмовик Ил-2. Двухместный, угловатый, выкованный из двухслойной комбинированной брони. Вооружённый пулемётами, двумя пушками, бомбами и реактивными снарядами, он часами висел над головами немцев. Они прозвали его "чёрной смертью", мы — "летающим танком". Машина удивительной живучести, Ил-2 подчас возвращался назад с истерзанными пулями и осколками крыльями, с десятками пробоин, с оторванным наполовину стабилизатором. За всю войну мы построили 36163 Ил-2. Абсолютный рекорд по производству одной марки самолёта во всём мире!
Американцы не изменили своим привычкам и после той войны. Они по-прежнему делали штурмовиками обычные истребители. Например, в одном варианте "Фантом" — истребитель. Но через пару часов, после навески на него бомб и контейнеров с ракетами — он уже штурмовик. И во Вьетнаме они так и летали: тяжело нагруженный "Фантом" в сопровождении собрата налегке. О печальных итогах сей тактики и о сотнях сбитых американцев мы уже писали.
С другой стороны, США приспособили под штурмовик "Дуглас-Скайрейдер" — самолёт времён Второй мировой, впервые поднявшийся в воздух аж в 1944 году. "Скайрейдеры" прослужили в американской армии до начала 70-х годов. Понеся тяжёлые потери во Вьетнаме.
СССР шёл своим путём. В 1959 году взлетает Су-7Б, оснащённый новейшей по тем временам навигационной и прицельной аппаратурой, мощным оружием. Только две тридцатимиллиметровых пушки чего стоили! Его скорость почти вчетверо превосходила скорость "Скайрейдера". Су-7Б развивал быстроходность в 1,8 Махов, будучи при том маневренным, способным летать в большом диапазоне скоростей.
В юбилей 50-летия Победы "Техника — молодёжи" писала: «Однажды в присутствии высокопоставленных лиц лётчик-испытатель Е. Соловьёв ввёл Су-7Б в пологое снижение и разрядился по мишеням... Когда рассеялось громадное облако огня и дыма, взорам зрителей открылась разбитая, обугленная техника, изуродованные взрывами укрепления и горящая земля. Сам же Су-7Б, как выяснилось, обладает... отменной живучестью. Например, во время индо-пакистанской войны 1971 года (а самолёт экспортировали во многие страны), возвращаясь с боевого задания, он попал под огонь нескольких вражеских истребителей, получил десятки пробоин. Но не загорелся и не потерял управление — дотянул до аэродрома».
Да, наши имперские, православно-византийские традиции продолжали жить и тогда. У американцев просто не было ничего подобного. Лишь в 1973 году на конкурсе проектов в США победила машина фирмы "Фейрчайлд" — А-10А "Тандерболт".
Это весьма архаичная машина, как ни рекламировали её американцы в 1991 году. Прямые крылья, раздвоенный хвост. Два турбореактивных двигателя "навьючены" по бокам фюзеляжа сразу за крыльями. Скорость крейсерская — 550 километров в час, максимальная — семьсот. Как пишет И. Андреев в книге "Боевые самолёты", эта машина своими формами и лётными данными напоминает самолёт времён Второй мировой. Правда, А-10А мощен — несёт боевую нагрузку в семь с четвертью тонн на одиннадцати узлах внешней подвески: бомбы, ракеты, контейнеры с 23-миллиметровыми пушками. В носу же этого штурмовика установлена семистволка, сие орудие стреляет в темпе 2400–4200 выстрелов ежеминутно.
Однако СССР в 1979 году дал достойный ответ — штурмовик Су-25, созданный М. Симоновым. Он куда легче "американца", неся на подкрыльевых пилонах 4,4 тонны оружия. Однако тоже мощен: бомбы, контейнеры с неуправляемыми ракетами и 23-миллиметровыми пушками. И его носовая пушка — тоже 30-миллиметровая, моторная. Хотя и двуствольная. Запас снарядов у неё поменее — 250 против 1350 у А-10А.
Зато есть у Су-25 то, чего нет у неуклюжего "американца". Максимальная скорость у А-10 — 700 километров в час, у нашего — 975. Дальность полёта А-10 — 460 километров. А у нашего штурмовика — 1250 вёрст. И выходит, что сей "меч" у США короток и тяжёл, а наш — хоть легче, но длиннее и быстрее. Да и сбить А-10А куда легче, чем нашего. Ведь Су-25 поразительно живуч и защищён. Кабина пилота защищена интегральным бронированием, и сам он как бы сидит в титановой "ванне". Бронированы и жизненно важные агрегаты системы. Баки с горючим защищены и заполнены пористой массой малой плотности: их не подожжёшь. А пробьёшь — пористая масса закроет брешь.
Наши в Афганистане прозвали Су-25 "Грачом". Именно на "Граче" летал на штурм горных душманских баз Александр Руцкой, ставший Героем Советского Союза. Су-25 выдерживал огонь зенитного оружия — а ведь били по нему с гор, в упор! Потери экипажей на "Грачах" были на порядок ниже, чем на других самолётах и вертолётах нашей армии. Лишь передача душманам новейших американских ракет "Стингер" позволила им сбивать "Сухих". Да и то не всегда — лётчики мастерски выбрасывали ложные цели, уводившие американские штучки в сторону.
Су-25 был настолько бронирован, что подчас возвращался на базу и после удара "Стингера".
Сначала на "Грачей" не ставили противосамолётных ракет. Но когда Руцкой был сбит в результате неожиданной атаки пакистанского истребителя, на Су-25 поставили снаряды "воздух-воздух". В отличие от А-10А. Ныне, если запищит в кабине штурмовика "Берёза" — система оповещения о работе прицельного локатора врага — "Грач" развернётся навстречу опасности и плюнет ей в лицо огненными стрелами. Вполне реальна картина: проштурмовав вражьи позиции, на пути домой Су-25 встретят А-10. И посбивают их, неуклюжих да тихоходных, как на полигоне.
А-10А проверялся в бою только над ровными, как стол, просторами Кувейта в 1991 году. А "Грач" испытан в горном хаосе Афганистана, где спас жизни тысяч русских солдат. И в Чечне себя показал. Если за всю войну в Афганистане "стингерами" было сбито 14 "Грачей", то дудаевцы смогли теми же американскми штучками уничтожить всего троих "Сухих". А в январе 1995-го Су-25 успешно накрыл бетонобойными бомбами дудаевский дворец в центре Грозного. Выстроенный из сверхплотного фортификационного бетона, он был насквозь пронизан нашими бомбами, поразившими бункеры-подвалы. Но то — лишь Су-25. А сверхсовременный штурмовик бреющих атак, "летающий крейсер" Су-34 вообще не имеет аналогов в мире — мы описали его в предыдущей главе. На его фоне "Тандерболт" выглядит совсем допотопным.
В книге американского мехлиса Клэнси "Красный шторм" А-10А легко господствуют на поле боя, десятками сжигая советские танки. Все ручные зенитные ракеты "Стрела", выпущенные русскими, сплошь летят мимо них.
"Стрела" уже устарела к середине 80-х. В войска поступали комплексы "Игла", превосходящие даже хвалёный ручной зенитный "Стингер".
В фантастической книге Стивена Хантера "За час до полуночи", вышедшей в 1990 году, описано действие "Стингеров" против А-10А. Ими вооружена группа афганских ветеранов советского майора Ясотого (ну не даются им наши фамилии!), которая в США захватывает пусковую установку баллистической ракеты, чтобы, ударив ею по СССР, спровоцировать падение проамериканского режима Горбачёва.
В общем, там "Стингеры" размётывают в куски один штурмовик за другим. Между тем, у нас с 1981 года есть переносная "Игла", которой пехотинцы стреляют с плеча. В 1991 году в войне с Ираком именно "Иглой-1" был сбит самолёт морской пехоты США. В 1983 году на коломенском заводе начали выпуск "Иглы-2" с новой оптической головкой самонаведения, оснащённой ещё и логическим блоком отбора цели, которая отсеивает помехи и игнорирует ложные цели — инфракрасные ловушки. Вероятность поражения летательных аппаратов у этой ручной ракеты выросла восьмикратно.
Чем бы мы крошили американские штурмовики? Сравним-ка "Стингер" с "Иглой-2". Детище русских поражает цели в диапазоне высот от 10 до 3500 метров, "Стингер" — от 3 до 3500 метров. Максимальная скорость цели, на которой её поражает "Игла", — 400 метров в секунду, у "Стингера" — 340 метров ежесекундно. Вероятность поражения цели одной ракетой у нас — 0,38–0,58, у американцев — 0,3–0,5. Максимальная дальность боя "Иглы" — 5,2 километра, у "Стингера" — 4,5 километра. Наша ракета приводится в боевое положение за 13, а "Стингер" — за 30 секунд.
Ну, что бы ждало тихоходные и неповоротливые "Тандерболты" при столкновении не с иракской, а с русской армией?
Су-25 прошёл суровейшую школу. В июле 1981 года укомплектованная этими машинами 200-я эскадрилья прибыла в афганский Шинанд, чтобы участвовать в боях за Луркох — непроходимое нагромождение скал среди выжженной солнцем равнины. Басмачи превратили его в неприступную крепость, закутанную поясами минных полей, усеянную огневыми точками и бетонными укреплениями. Следить за результатами налётов штурмовиков приехал генерал В. Хахалов. Там он и погиб, направив свой вертолёт в глубь Луркоха после очередного налёта. После этого войска взяли эту твердыню штурмом ("Авиация и космонавтика", выпуск 21).
Потом штурмовики 200-й участвовали во взятии Герата, в боях с пятитысячной армией местного эмира Турана Исмаила, который держал под пятой семь провинций. Они летали в пыльные бури, выдерживали порывы раскалённого "афганца". С сентября 1981 года Су-25 ведут бои в окрестностях Кандагара у самой пакистанской границы, нанося удары по окружающим город отрядам душманов. Рядом были горы Майванда, где сохранились крепости прошлого века. И наши лётчики дрались в горных теснинах, бросая самолёты в каменные мешки ущелий, куда не рисковали снижаться другие самолёты. Су-25 заходил на цель вдоль ущелий. Или, если они были широкими, "скатывался" вниз вдоль одного склона и буквально выползал из атаки по противоположному. Один из лётчиков тогда провёл самолёт по тёмному извилистому ущелью, ударив по надёжно скрытой в нём огневой точке, и крутым боевым разворотом вырвался прочь.
Сбрасывая полутонный бак с загущённой горючей смесью, штурмовик накрывал пылающим ковром 1300 квадратных метров, пуская неуправляемые ракеты С-8БМ, крошил скальные стрелковые гнёзда и доты. Особенно страшными были его снаряды С-8ДМ с жидкой взрывчаткой. При попадании в цель они окутывали её гремучим "туманом", проникавшим во все закоулки и расщелины, и потом это облако взрывалось, уничтожая всё. Таким же образом действовали и объёмно-детонирующие бомбы "Ворон", сметавшие всё в радиусе 20–25 метров. Однако в разрежённом воздухе действие этого оружия ослаблялось. Но особенно хорошо действовала пушка ГШ-2-30, обрушивая на врага 19 с половиной кило снарядов ежесекундно.
Бронированный короб машины и прочное стекло кабины выдерживали попадания 12,7-миллиметровых пуль тяжёлых пулемётов, и на бортах Су-25 потом находили следы размазанных по обшивке пуль. А ведь 50-граммовая пуля ДШК прошивала даже "лбы" бронетранспортёров!
Вскоре "25-е" стали основной ударной силой авиации русских войск в Афганистане, получив, как уже говорилось, прозвище "грачи" — за умение отыскивать и "выклёвывать" врага из самых труднодоступных мест. Была отработана тактика штурмовок во взаимодействии с вертолётами, которые наводили Су-25 на цели. Следом за ними шли броневертолёты Ми-24, окончательно "зачищавшие" район налёта. 2 февраля 1983 года в провинции Мазари-Шариф банда из кишлака Вашхак убила наших инженеров, работавших на местном заводе удобрений. В назидание кишлак был сметён с лица земли атакой "Грачей" и вертолётов. Родилась и "дипломатия штурмовиков", когда старейшины племён отдавали пленных солдат после демонстрационных ударов. Су-25 блокировали крупные банды, засыпая минами проходы в горах и перевалы. Эти самолёты вылетали на охоту за подвижными отрядами афганцев и прикрывали идущие по горным дорогам автоколонны. Ничего подобного в Чечне уже не было.
Трудная пора пришлась на май 1985 года, когда началась четвёртая пандшерская операция в центральных районах страны, когда пришлось драться с отрядами Ахмад Шаха, вооружёнными швейцарскими скорострельными 20-миллиметровыми зенитками "Эрликон-Берле". Тогда наши применили 122-миллиметровые ракетные блоки Б-13Л, бившие на четыре версты осколочно-фугасными С-13-ОФ и С-13, которые пробивали трёхметровый слой земли и камней над укреплениями. А тяжёлые неуправляемые С-25 с двухсоткилограммовой боевой частью крушили крепости и скальные форты. Под крылья подвешивались контейнеры с подвижными пушками ГШ-23, которые могли вести огонь даже назад, за хвост. Они прикрывали штурмовик при выходе из атаки, когда его обстреливали с тыла.
Весной 1986-го пилоты опробовали ракеты с лазерной наводкой — Х-25 и Х-29Л. Цели "подсвечивались" с другого самолёта лазерным дальномером "Клён-ПС". Но потом оказалось, что замаскированные объекты лучше обозначать с земли. Для этого появились БоМАНы — боевые машины авианаводки на базе бронетранспортёров. С их помощью удалось уничтожить несколько штабов и исламских комитетов. И именно БоМАНов нам так будет не хватать в чеченской кампании!
Лазерные ракеты штурмовиков уничтожали укреплённые пещеры, неуязвимые для другого оружия. Они влетали точно во входы каменных мешков и в узкие амбразуры. Особенно успешно применялась тяжёлая Х-29Л с 317-килограммовой прочной боеголовкой. Пробивая камень, она проникала вглубь и взламывала изнутри самые неприступные объекты. Всего в Афганистане было использовано 129 ракет с лазерным наведением. Их выпускали с дистанции 4–5 километров в пологом пикировании под углом в 25–30 градусов. Впрочем, в дело шли и более простые С-25Л, на которые ставили головной блок с лазерной наводкой. Командир десантной роты, прижатой огнём нависшего над Багланским ущельем дота, вспоминал: «Головы было не поднять, как вдруг над нами проскочила пара самолётов, и тут же что-то светлое влетело в амбразуру между камней и разнесло дот в щебёнку» (В. Марковский "Возвращение к "Грачу", "Техника и оружие", №10, 1996 г.).
Впервые в бою подобные высокоточные ракеты применили евреи при штурме Бейрута в 1982 году. Тогда они охотились за палестинским лидером Арафатом, вгоняя управляемые снаряды чуть ли не в форточки зданий. Как видите, подобное оружие было и у нас. Кажется, именно его имел в виду Грачёв, когда хвастливо обещал в два счёта взять Грозный в декабре 1994-го. Но у нищего беловежского обрубка великой страны уже не было средств: в Чечне применялись исключительно обычные бомбы и неуправляемые ракеты. А тогда — тогда Су-25 выдержали сложнейший экзамен в самой тяжёлой из войн — горной. Когда по штурмовикам вели огонь даже сверху, с вершин и горных гребней. Штатовский А-10А такой проверки не прошёл.
Но самым суровым испытанием стало появление у душманов переносных зенитных ракет. Привлекаемые тепловым потоком, они били в двигатели и топливную систему. Первый "Грач" погиб 16 января 1984-го. Тогда до конца года от ракет мы потеряли ещё пятерых. Пришлось срочно дорабатывать систему защиты. Прежде каждый Су-25 нёс четыре специальных кассеты с инфракрасными патронами — ложными целями. Но лётчики ими не пользовались — надо было отвлекаться во время самого напряжённого момента атаки, чтобы щёлкнуть тумблером на борту кабины. Да и запаса патронов-"обманок" хватало лишь на минуту. Включать же систему тогда, когда ты замечал пуск, было поздно — головка ракеты уже захватывала настоящую цель.
Мы вышли из положения, сделав систему отстрела ложных мишеней автоматической, с увеличенным вдвое запасом патронов. Она включалась в момент начала боевого захода и выключалась через полминуты после выхода из атаки. И пилоты часто слышали, как сзади рвутся выпущенные по ним ракеты.
Но ещё хуже стало в 1986-м, когда американцы поставили афганцам портативные зенитные "Стингеры" с высокочувствительной головкой наведения, легко отличавшей жар самолётных двигателей от горящей ловушки. К тому же, они разрывались даже без соприкосновения с самолётом, проходя вблизи. В ноябре 1986-го они погубили четыре наших штурмовика. К сентябрю 1987-го потери составили уже целую эскадрилью.
Тогда пришлось срочно повышать живучесть машины. "Грачу" и так её было не занимать. Майор А. Рыбаков дотянул до аэродрома на самолёте с захлебнувшимся мотором, залитым керосином из просечённых баков, с простреленным фонарём кабины и отказавшей гидросистемой. Ни один прибор не работал, и пилот с залитыми кровью глазами сажал самолёт "на брюхо" по командам ведомого. А 28 июля на базу вернулся горящий "Грач" с полутораметровой брешью в борту. Самолёты возвращались даже с почти оторванными хвостами, с истерзанным крылом.
Тогда главный конструктор штурмовика В. Бабак сам выезжал в Афганистан и вывез оттуда в Москву поражённый "Стингером" Су-25. Ракеты в основном поражали машины снизу-сбоку двигателей, разрушая компрессоры и турбины, лопатки которых размётывало в стороны страшной центробежной силой, и они крушили всё на своём пути почище снарядов, перебивая "сосуды" топливной арматуры. Поэтому на фронт стал поступать Су-25 повышенной живучести — с тугоплавкими стальными тягами управления, со стальными плитами по бокам моторных отсеков, с защитными матами из стеклоткани и с автоматической отсечкой подачи горючего при включении противопожарной системы. Для обдувки двигателей и охлаждения сопел приладили особые воздухозаборники, делая самолёт менее "ракетопривлекательным". Сработали ещё бронешторки фонаря и блиндировали дополнительно систему отстрела ложных целей.
С августа 1987 года такие машины поступают на фронт. Применили и новые приёмы. Теперь самолёт взлетал по спирали и заходил на посадку весьма круто, используя воздушные тормоза. Больше стало ночных рейдов, когда цели подсвечивали бомбами-люстрами старые самолёты Су-17. И всё же "Стингеры" тогда заставили "Грачей" уходить на большие высоты.
2
Могущество русской штурмовой авиации к началу 1990-х годов оказалось на грани нового подъёма витка. Тогда ОКБ имени Сухого под руководством В. Бабака разработало новую модель — Су-25Т, "летающий танк" эпохи оружия высокой точности. "Т" поднялся в небо в 1984-м. В нём удалось решить "стингерову проблему".
Этот самолёт — лучший ответ любителям порассуждать о "русской отсталости". Бронированная кабина из титановых сплавов, топливные баки в фюзеляже, заполненные пенополиуретаном. Он гасит разрушительные всплески горючего, предотвращая пожар, когда в баки попадают пули или осколки. Запас горючего специально удалён от воздухозаборников двух двигателей на крыльях штурмовика — так, чтобы вытекающая из развороченного снарядом бака жидкость не вызвала бы загорания моторов.
Су-25Т оснастили усиленным центропланом — срединной частью корпуса, защитили дополнительно топливные магистрали и тяги рулей. В результате вышел крылатый боец, способный бросаться в атаки на врага, вооружённого "Стингерами" и скорострельными мотор-пушками. Вероятность его поражения по сравнению с прежним "Грачом" снизилась в четыре–шесть раз.
Пилот Су-25Т имеет под рукой уникальную оптико-электронную систему "Шквал" — экран в правой верхней части приборной доски. Когда штурмовик летит, визирная головка сканирует лежащую под ним землю. И чуть мелькнёт на экране нечто подозрительное — пилот щёлкнет кнопкой привязки к цели на ручке управления самолётом, и "Шквал" в 23 раза увеличит изображение пойманной цели. Танк он видит на дистанции 8–10 километров, боевой вертолёт вроде американского "Апача" — с расстояния в шесть вёрст.
"Шквал" запоминает выбранный объект атаки и хранит его образ в своём "мозгу". Враг может хаотически метаться и петлять, но незримые щупальца системы уже не выпустят его, точно измеряя расстояние до него лазерным дальномером. Выпущенная с Су-25Т управляемая ракета благодаря "Шквалу" настигает врага почти в ста случаях из ста. А если огонь ведётся неуправляемыми ракетами, то точность попаданий вырастает почти трёхкратно. Бомба, сорвавшаяся с крыльевых пилонов штурмовика на пятикилометровой высоте, угождает в круг диаметром в 25 метров. Воистину, "Шквал" — это соколиные глаза "летающего танка".
И даже когда на землю спускается мрак, новый "двадцать пятый" несётся во тьме, подобно крылатому назгулу из страшных сказок Толкиена, и взор его пронзает ночь. В контейнере под фюзеляжем Су-25Т способен нести низкоуровневый телевизионый прицел, замечающий чужой танк даже в призрачном свете молодой Луны в трёх верстах впереди. На экране перед пилотом изображение усиливается, увеличиваются его контрастность и яркость, а размытые контуры обретают отчётливость. В ночной охоте штурмовик поражает железнодорожные мосты с расстояния в шесть–восемь километров, а речное судно — с восьми–двенадцати. Не входя в зону огня из "Стингеров".
В бою ему помогают свои авианаводчики, подсвечивая вражеские цели лучами лазеров. Набитый отечественной навигационной аппаратурой, ориентирующийся с помощью спутников системы "Ураган", самолёт может работать, словно хирург, ударяя в самые болевые точки противника.
В иные моменты "Т" может стать роботом и лететь самостоятельно, и запрограммированный маршрут проляжет через заранее намеченные точки местности. Память борткомпьютера способна хранить трассы повторных заходов на цель или на посадку.
Штурмовик готов пойти на прорыв мощных рубежей противовоздушной обороны. Бортовая станция радиотехнической разведки засечёт, какие радары работают впереди, оценит степени угрозы, выдаст совет по уклонению от локаторных лучей или выпущенной ракеты. Выстреленная ракета Х-58У помчится на работающий радар врага. Станция скрещена с системой "Шквал", и потому даже если враг в попытке спастись отключит локатор, всё равно его поразят ракеты русского штурмовика.
В скоротечной схватке с зенитчиками без устали работает аппаратура помех. Создавая множество их — мерцающих, уводящих, шумовых, — она обманывает головки самонаведения. "Стингеры", страшные "Стингеры", несущиеся на тепло самолёта! Они впереди? Включается система отстрела 192 ложных целей. Они выпущены сзади? В основании хвоста включается мощная цезиевая лампа, и её мигание "чарует" идущие на тепло ракеты, как дудочка индуса — ядовитую кобру. "Стингеры" уводятся в сторону.
А чтобы Су-25Т выбрасывал меньше тепла, его создатели поместили в сопла моторов особые обтекаемые тела, заграждающие от датчиков ракет горячие лопатки турбин. И придумали дополнительные воздухозаборники, перемешивающие выбрасываемые реактивные струи с холодным воздухом.
Самое страшное оружие штурмовика — это шестнадцать сверхзвуковых ракет "Вихрь", которых невозможно обмануть ложной целью. А ещё каждый Су-25Т берёт под крылья четыре противокорабельные ракеты Х-31А или Х-35. И горе той эскадре, которая попадёт под удар хотя бы трёх штурмовиков!
Конструкторы дали этому "летающему танку" и радары дальнего обнаружения, снабжённые хитрыми системами цифровой обработки данных. Ими даже сквозь густые облака самолёт засекает группу танков за 25 километров, портовые краны или доки — за сто вёрст, а ракетный катер — за 75 километров. Полученное изображение "замораживается" на экране, радар для скрытности выключают, и дальше машина идёт, ведомая навигационной системой.
К развалу СССР мы успели построить всего восемь Су-25Т на Тбилисском авиазаводе. Но не случись у нас у власти бездарного болтуна — и в 1990-х Империя получала бы эскадрильи лучших в мире "самолётов земной атаки". И как они нужны были нам в 1995–1996 годах, когда русским пришлось воевать на старых, изношенных Су-24 и Су-25 против скрывающихся в предгорных лесах чеченских банд, ощетинившихся "Стингерами", когда приходилось драться в лабиринтах городских кварталов!
А конструкторы под занавес Красной Империи создавали уже сверхштурмовик Су-39, способный драться в воздухе с истребителями врага. Когда Руцкого в Афганистане атаковал пакистанский истребитель, и в кабине пронзительно зазвучала "Берёза", предупреждая о нападении, пилот мог лишь развернуть штурмовик навстречу опасности. Зато на Су-39 ракеты Р-27Р и Р-27ЭР, РВВ-АЕ и Р-73 умеют сшибать чужие машины во встречном бою. Радар "39-го" засекает истребитель спереди на расстоянии 57, а сзади — на дистанции 25 километров. Особенно страшны ракеты РВВ-АЕ с инерциально-активным наведением. Их ведь не надо направлять, "подсвечивая" врага лазером.
Производство Су-39 даже освоили на Улан-Удэнском заводе. Вот только денег у ельцинской Россиянии на такую машину нет.
3
Пока мы говорили в основном о крылатых штурмовых машинах. Но ведь было у Империи и другое летающее оружие — вертолёты.
«Я гадал, не предстоит ли мне вскоре знакомство с сокрушительной огневой мощью, укрытой за титановым корпусом русского вертолёта огневой поддержки Ми-24. Когда вертолёт приблизился, раздалось клацанье затворов... и нам приказали срочно вернуться обратно, под защиту густого покрова джунглей... Звук постепенно затих вдали, и мы все вздохнули с облегчением», — вспоминает автор "Солдата удачи" Родди Скотт, посетивший воюющую африканскую Сьерра-Леоне. Впрочем, начать придётся с исторического экскурса.
Помните сцену атаки вьетнамской деревни из фильма Копполы "Апокалипсис наших дней"? Там, где рота капитана Киллхорна под "Полёт валькирий" Вагнера в пологом пике разносит в клочья бамбуковые хижины ракетами и скорострельными пушками? Главный герой в том эпизоде — тупомордый вертолёт "Ирокез" UH-1, открытый с бортов, раскрашенный символами рабовладельческой армии Южных Штатов 1861–1865 годов. США сделали вертолёт символом своей хромированно-машинной цивилизации 50–70-х годов. Вертолёты заполоняют их фильмы и комиксы, они боготворят их. С середины нашего века они становятся мощным оружием поля боя и огневой поддержки войск.
В 1960-е "Ирокез" выступал основным боевым геликоптером звёздно-полосатых. У нас же — созданный ещё в 1952 году Ми-4. С 1954-го он поступал на вооружение воздушно-десантных войск Империи. Его вооружат пулемётом, блоками неуправляемых и противотанковых ракет. "Ирокез" — ровесник Ми-4. Во Вьетнаме оказалось, что живучесть его слаба, скорость мала, а маневренность — ограничена. Сравним UH-1D с нашим ветераном. Ми-4 тяжелее: 5,5 тонн против 2,36 у "Ирокеза". Скорость американца — 211 километров в час против двухсот у нашего. Зато дальность полёта меньше — 480 вёрст против пятисот у Ми-4. И если у нашей машины есть противообледенительная система, то американец её лишён. "Миль" брал на борт шестнадцать бойцов в полном вооружении или один грузовик ГАЗ-53, а "Ирокез" — только десяток душ.
Старый добрый Ми-4 способен воевать в Арктике и в джунглях. И даже в горах, ибо он может зависать на высоте двух километров (таков его статический потолок), а в движении (потолок динамический) "четвёрка" поднимается на 4 километра. "Ирокез" же обладает статическим потолком в 980 метров при динамическом в 3,5 километра. По сравнению с тяжеловатым трудягой-спартанцем Ми-4 "американец" выглядит, словно лёгкая пиратская бригантина перед крепким линкором.
В 1962-м появился второй русский геликоптер Ми-8 — четыре тонны, 250 километров в час и динамический потолок в 4,5 версты при шестистах метров — статического. Его вооружили крупнокалиберным пулемётом, бомбами и НУРСами на пилонах внешней подвески. Чтобы бороться с ракетами "земля-воздух" и тепловым наведением, машину снабдили системами рассеивания выхлопных газов, отстрела ложных целей и генерации импульсных инфракрасных сигналов. Ми-8 прошёл афганскую войну и до сих пор поражает всех живучестью в боях на таджикской границе и в Чечне.
Опыт вьетнамской и арабо-еврейских войн заставил нас и Штаты создавать новые геликоптеры. Американцы пошли по пути разработки двухместных машин, способных бороться с танками и поддерживать огнём пехоту. Например АН-1G "Хью Кобра" — поджарый хищник со скоростью в 277 километров в час, с гранатомётом, пулемётом и противотанковыми ракетами (1971 год). Позже его снабдят четырьмя противовоздушными ракетами "Сайдуиндер" или "Стингер".
В сентябре 1975-го в США полетел "Белл-409". С быстроходностью в 263 километра в час, он несёт уже 30-миллиметровую трёхствольную пушку. А в 1983-м появился АН-4 "Апач", герой нашумевшего триллера "Голубой гром". Он гоняет уже со скоростью истребителя 30-х — 320 километров в час, забираясь на высоту в шесть с четвертью вёрст и преодолевая без заправки 610 километров. Он до сих пор — гордость США, убийца танков, приспособленный для действий в любое время суток и в любую погоду. Два пилота наводят движением голов в кибершлемах и 30-миллиметровую пушку, и ракеты с лазерными головками. Кабину "Апача" сделали устойчивой к ударам 23-миллиметровых снарядов. Эту машину опробовали в 1991-м, во время "образцово-показательной" войны с Ираком на ровной, как стол, местности.
Мы избрали немного другой путь. В 1969 году появился Ми-24, не только штурмовик и истребитель танков, но и боевая машина для восьми пехотинцев. Двухмоторная машина с максимальной скоростью в 315 километров в час и дальностью действия в 450 вёрст. Статический потолок машины — 1050 метров, а динамический — в 4,5 версты. Ми-24Д, например, вооружён четырёхствольным тяжёлым пулемётом и противотанковыми управляемыми ракетами. На Ми-24П поставили уже 30-миллиметровое орудие. И это был первый наш геликоптер с бронезащитой.
Он поставил семь мировых рекордов и воевал в Афганистане. Американцы назвали его "Ланью" ("Хайнд"). Клэнси в "Красном шторме" написал: «... Это — штурмовая птичка, типа "Кобры". Плохая новость, лейтенант. У него внутри восемь солдат и масса НУР и пулемётов. И нечего думать подстрелить его. Эта сволочь бронирована, как танк...
... Он вспомнил лекцию о советских вертолётах, которую им читали в академии ВВС. Там цитировали одного афганца: "Мы не боимся русских, но боимся их вертолётов"...»
4
Июнь 1982-го, израильская армия вторглась в Ливан. В бой брошено лучшее оружие. Над горным местечком Айн-Згальта поднимаются жирные клубы чёрного дыма. Ми-24 сирийцев атаковали танковую бригаду евреев. Тяжёлые машины запылали, поражённые ударами ракет-"панцерблицев". Потерь среди вертолётов не было.
Ангола середины 80-х. С юга на просоветский режим, на его алмазные копи надвигаются "псы войны" — войска буров, белых южноафриканцев. Навстречу им бросаются бронированные эскадрильи "двадцатьчетвёрок". Буры потом с уважением говорили: живучи до чёрта. Всё, что калибром менее 23 миллиметров, их не берёт. В октябре 1987-го — начале 1988-го "Мили" громят механизированные колонны юаровцев под городом Куито-Кванавале.
В 1987-м, когда прекрасно экипированные пакистанские войска вторгаются в Индию, Ми-24 сметают их с ледяных потоков ледника Сиачин.
1980-й. Вспыхивает жестокая ирано-иракская война — крупнейшее вооружённое столкновение со времён Второй мировой. Иракцы воюют на наших "летающих танках" Миля против вертолётов "Си Кобра" и истребителей персов. На десять сбитых "змей" пришлось шесть потерянных Ми-24. А вообще в той войне наши вертолёты свалили наземь 53 вражеских летательных аппарата. В октябре 1982-го впервые в мире вертолёт, сойдясь лоб в лоб с истребителем, сбивает сверзвуковой "Фантом". Герой дня — наш Ми-24. У нас появился достаточно дешёвый геликоптер поля боя! (Эти примеры взяты нами из статьи А. Котлобовского и Р. Мараева в "Авиации и времени", №3, 1996 г.)
Узкий, вытянутый силуэт "24-го" стал нам привычным. Грозная металлическая стрекоза с камуфлированным корпусом, несущаяся над непокорной землёй, слегка наклонив нос, будто идёт по чьему-то следу, в любой момент готовая выбросить вперёд дымные стрелы разящих ракет или запульсировать вспышками автоматического огня. Ми-24 стал боевой ладьёй русских витязей конца второго тысячелетия, великолепной и мощной, оружием континентальной войны.
Горько сознавать, но в 1995-м в Чечне летали уже смертельно изношенные Ми-24 с двадцатилетним сроком службы, со сломанным навигационным оборудованием и бездействующей системой выброса лишних целей. Хотя дудаевцы вооружены "Иглами" и "Стингерами". С половинным боезапасом, без лазерных ракет и вообще высокоточного оружия. Их пилоты называли себя камикадзе. Таковы некоторые последствия господства режима казнокрадов. В год вооружённые силы Россиянии покупают всего несколько вертолётов, доставшиеся в наследство от Советского Союза машины стремительно ветшают, и к 2005 году сухопутные войска лишатся всей группировки боевых вертолётов...
Проверку боем Ми-24 прошли в Афганистане. Драться пришлось с одними из лучших воинов мира, летать — в раскалённом, разрежённом горном воздухе. Уже к концу 1980 года в 40-й армии насчитывалось две сотни машин. (Ельцинской Россиянии, если судить по 1996-му, понадобилось бы около сотни лет, чтобы поставить в войска столько же вертолётов.) В июне того же года восьмёрка Ми-24 разбомбила "гору воров" Санги-Дузан под Файзабадом — изрытую норами природную крепость, которую по преданию не взял сам Искендер Двурогий — Александр Македонский ("Авиация и время", №4, 1996 г.).
Тогда, в файзабадском мешке вертолётчики впервые применили ещё несовершенные тогда бомбы объёмного взрыва ОДАБ. Когда они, выбросив тучу туманообразной взрывчатки, срабатывали, то картина получалась сродни аду. Разнесённые в прах постройки, обожжённые трупы, ослепшие и оглохшие раненые. Потом в ход пошли объёмно-детонирующие ракеты 9М120, которыми операторы вертолётов с дальности в полтора–два километра били прямо в зевы горных пещер. Наиболее опытные экипажи били тяжёлыми неуправляемыми ракетами С-24 со 123-килограммовой боеголовкой. Та позволяла вести стрельбу с дистанции в две версты, не входя в зону огня с земли.
В декабре 1986-го Ми-24 под Баграмом применили ФотАБы — бомбы-вспышки, ослепляющие всё живое на несколько часов в радиусе 25–30 метров. Но это, как говорится, экзотика. Основной же работой была охота на ощетинившиеся стволами афганские караваны, сопровождение транспортных колонн, расчистка огнём площадок для выброски десантов. Очевидцы рассказывают: после залпа ракетами С-5С, начинёнными взрывчаткой и стальными иглами, пулемёты внизу умолкали. А сами пулемётчики превращались в кучи фарша, облеплявшие сталь оружия.
5
И всё же Ми-24 потребовал замены. Оказалось, что не оправдались надежды на использование его в качестве летающей боевой машины пехоты. Пилоты не горели желанием брать на борт восемь десантников: вертолёт тяжелел и терял маневренность. Для поддержки же войск огнём с воздуха и для борьбы с танками был нужен особый геликоптер, лишённый недостатков машины двойного назначения.
И он у нас появился. В 1982 году в Империи стартовали испытания "Чёрной акулы" — лучшего в мире вертолёта "Камов-50". И он стал нашим прорывом в следующий век. Длинный и узкий корпус чёрного цвета с гоночными очертаниями. Говорят, удачная машина не может не быть красивой, и Ка-50 — яркое тому доказательство. Оружие небесных всадников-витязей технологической эпохи! Боевая колесница детей Перуна-Громовержца!
Запад застыл в ошеломлении. По всем расчётам русские не могли создать такой винтокрыл! Первыми в мире мы создали одноместный боевой вертолёт, на 35 процентов воплощённый в архисовременных и лёгких композитных материалах, отличающихся отменной прочностью. Скорость — 350 километров в час. Два мощных турбовинтовых двигателя. Несущие винты из стеклопластика. Первая в мире система катапультирования вертолётчика. Полностью бронированная кабина, выдерживающая очереди 20-миллиметровых снарядов, чем не может похвастаться даже бронетранспортёр.
Лётчик защищен тремястами кило дешёвой комбинированной брони из алюминиевых и стальных слоёв. Дорогой титан не нужен. Малокалиберный бронебойный снаряд врага, попав в алюминиевый пояс, разворачивается плашмя и ударяет в сталь боком, теряя пробивную силу. А уж об осколках рванувшего рядом "Стингера" и говорить не приходится.
Витязь Империи, садясь за рычаги Ка-50, приобретает невиданную силу. На пилонах семиметровых в размахе крыльев подвешиваются контейнеры с 12 сверхзвуковыми противотанковыми ракетами "Вихрь", разящими бронеколонны с расстояния, на котором вертолёт остаётся недосягаемым для зенитного оружия американцев. Такие ракеты способны поражать движущийся танк из десятивёрстного далёка, причём толщина брони цели может составлять целый метр. С равным успехом "Вихрями" можно уничтожать локомотивы, небольшие корабли, пусковые установки ракет и артиллерийские батареи. В дополнение к ним чёрный громовержец несёт на своих плоскостях сорок 80-миллиметровых реактивных неуправляемых снарядов, и горе тому, кто попадёт под их смерч!
"Вихри" созданы тульским КБ машиностроения во главе с нашим патриархом-оружейником Аркадием Шипуновым. И там же, на Щегловской Засеке в Туле, сработали и пушку для "Чёрной акулы" — 30-миллиметровую 2А42 (которой вооружён и наш лёгкий танк БМП-2). Ка-50 обладает исключительной точностью боя, следуя за движением головы пилота в кибер-шлеме с прицельным визиром. Получается настоящий киборг, единство точномеханической машины, электроники и человека! Наш русский киборг!
При этом пушка сама движется в двух плоскостях, и потому не надо наводить её движением всего корпуса машины, как прежде. Ствол орудия ходит вверх-вниз на 30, и в каждую сторону — на 15 градусов. В бою пилот переключает питание пушки. Цель — бронемашина или вертолёт "Апач"? Переводим питание на бронебойные боеприпасы. Группа пехоты? Стреляем осколочно-фугасными. Запас снарядов — полтысячи штук.
Движутся, наводимые на цель, и контейнеры с ракетами. Дабы избежать поражения с земли, Ка-50 выбрасывает с устройств на крыльевых консолях блоки постановки помех. А чтобы тепловые головки наведения зенитных УРов неприятеля с трудом ловили в прицел машину, она снабжена экранно-выхлопным агрегатом, который снижает уровень ифракрасного излучения двигателей.
Плюньте в лицо каждому, кто станет твердить о русской отсталости! Выпускаемый на Московском вертолётном заводе "пятидесятый" несёт на борту целый компьютерный комплекс, великолепную прицельно-навигационную систему. Последняя, например, автоматически наводит ствол пушки на цель. После пуска управляемых ракет "акулу" не надо удерживать на траектории, направленной к цели, — пилот ведёт её взглядом. Пилотажная и прицельная информация высвечивается на индикаторах лобового бронестекла. Телевизионная и тепловизионная аппаратура довершает картину.
Вооружать "Камова" можно по-разному, для боя с разными противниками — от американских бронеколонн до партизанских банд душманов и сепаратистов. Уничтожить ракетный катер или горную базу наркоторговцев — ему по силам. На его пилоны можно подвесить полутонные фугасные или четвертьтонные кассетные бомбы. Или тяжёлые управляемые ракеты Х-25МЛ. Или пятисоткилограммовый зажигательный бак с напалмом. Или, наконец, тяжелый НУРС С-24.
Американцы прозвали его "Хокумом" — "Оборотнем". Да заткнутся их поганые рты! Русская боевая колесница современной эпохи — вертолёт живуч и манёврен. Мы построили его по совершенно оригинальной схеме — без хвостового винта, одного из самых уязвимых мест железных "стрекоз". Его ставят на вертолёты затем, чтобы машину не разворачивало в сторону вращения большого, несущего винта. Но для этого нужна длинная силовая передача-трансмиссия, размещённая в хвостовой балке вертолёта.
Опыт войны в Афганистане показал: именно перебитые зенитным огнём трансмиссии становились причиной крушений Ми-8 и Ми-24. Перебей её — и вертолёт потеряет управление, закружившись беспомощным волчком. В жарком Вьетнаме попадание в хвост "Ирокезов" почти всегда кончалось гибелью машин. Десантников и пилотов зачастую просто выбрасывало из открытых дверей бешено завертевшегося геликоптера. Ка-50 хвостового винта не имеет — у него есть два несущих соосных винта, крутящихся навстречу друг другу — на одной сложной оси!
А хвост у Ка-50 — самолётный, раздвоенный как у бомбардировщика Пе-2. В отличие от американского супервертолёта "Апач", который построен по шаблонной схеме, с задними винтами. И даже если в бою хвост "акулы" разобьют или вовсе оторвут, наша машина управления не потеряет, благополучно приземлившись или дотянув до базы. "Апачу" сие и не снилось! И даже если "Камов" тяжело плюхнется на землю — кресло пилота установлено на сминаемой сотово-композиционной ферме, поглощающей энергию удара.
Камовцы построили машину, приспособленную к стремительным рейдам на бреющем полёте под шквалом огня. Она может вертеться на пятачке, двигаться вбок и назад. В нашем фильме "Чёрная акула" этот вертолёт громит сокрытую в глубинном районе Афганистана базу бандитов и подпольный наркозавод. В "стригущем" землю полёте он идёт к цели, прячась за холмами, проскальзывая через ущелья, зависая в глубоких оврагах. Лётчик с помощью увеличивающего видеоприцела ювелирно вгоняет пули прямо во лбы разрозненно стоящей шайки. А потом "заглядывает" вертолётом прямо в зев подземного туннеля на склоне горы, ударив в её недра ракетами "Вихрь".
По сравнению с "Чёрной акулой", американский "Апач" — сибарит и капризный неженка перед закалённым, крепким спартанцем. Ибо Ка-50 не нужны даже стремянки для техников и другой аэродромной прислуги. Есть встроенная система контроля работоспособности основных агрегатов. Фюзеляж обеспечивает максимальный доступ к системам и оборудованию. Ка-50 способен пятнадцать дней обходиться без сложного техобслуживания. Как сообщили в газете "Новости разведки и контрразведки", в машине нет ни одного подшипника, ни одной точки для жидкой смазки. Такая спартанская неприхотливость — важнейшее качество для войны с её грязью и пылью.
Да, его делали в противовес американскому "Апачу". И создали машину, даже превосходящую их "стрекозу". Не говоря уж о других западных машинах. Его создавали с учётом горной войны в Афганистане, где, как пишет знаменитый наш военный журналист Сергей Птичкин, Ми-8 и Ми-24 оказалось применять трудновато. Особенно на жаре, в разрежённом воздухе.
Я не знаю, чего боялись Горбачёв и его свора, когда кричали об отставании нашей Великой державы от США. Ка-50 был одним из мечей Империи, которых США смертельно боялись. Эту машину можно было принимать на вооружение уже в 1985-м.
Да, Ка-50 вызывает ожесточённые споры. Слишком уж революционен этот винтокрыл. Нигде в мире нет одноместного боевого вертолёта. Немудрено, что до сих пор идёт спор — принимать ли на вооружение "Чёрную акулу" или другой наш новейший винтокрыл — Ми-28. Но в середине 80-х, когда мощь нашей Империи была титанической, мы вполне могли вооружиться обоими видами машин. Давайте посмотрим таблицу.
Сравнительные данные боевых вертолётов Империи и США
Таблица 1
Данные |
Ми-28 |
Ка-50 |
Ка-52 |
"Апач" |
Масса макс., кг |
11200 |
10800 |
11000 |
8000 |
Скорость макс., км/ч |
300 |
315 |
310 |
320 |
Потолок стат., м |
3600 |
4000 |
3600 |
3780 |
Потолок динам., м |
5800 |
5500 |
нет данн. |
6250 |
Дальн. полёта, км |
460 |
455 |
460 |
610 |
Экипаж, чел. |
2 |
1 |
2 |
2 |
Преимущество "Чёрной акулы", например, заключается в показателе "эффективность/стоимость", по которому ему нет равных в целом свете.
Даже сейчас наши конструкторы продолжают работу. Есть проект Ми-28Н, который способен летать ночью и в сложных метеоусловиях. Готов и проект двухместного Ка-52.
Ми-28Н называют, например, боевым комплексом XXI века. Способный лететь ночью всего на высоте пяти метров, он проскальзывает под огнём вражеских зениток, и бортовая ЭВМ сама огибает складки местности. Когда "28-е" идут группой, их компьютеры обмениваются информацией, и группа превращается в единое боевое существо с удесятерённой силой.
Если вы видели Ми-28Н по телевизору, то, наверное, обратили внимание на странный шар над его основным винтом. Это — обтекатель антенны локатора: вертолёт может прятаться в лощинах и оврагах, за деревьями, выставляя наружу лишь свою "голову" для поиска цели. Поиск — решение — удар!
"28-й" может жечь новейшие танки Запада огнём ракет "Атака", сбивать чужие винтокрылы и истребители "Иглами" (8 на борту). Помимо 30-миллиметровой подвижной пушки 2А42, он способен нести контейнеры с двумя орудиями ГШ (23 миллиметра). Он может сесть рядом со сбитым товарищем и унести двоих–троих людей в заднем отсеке.
Ка-52 — наша гордость. В его носу, под обтекателем, скрыт чувствительный тепловизор французской фирмы "Томсон", похожий на огромный ячеистый глаз насекомого. Рассчитано, что никакого боя между современными западными вертолётами и Ка-52 быть не может: он (как и Ка-50) поражает геликоптеры врага на дистанции 10 вёрст, тогда как дальность боя управляемых ракет "Апача" — только 5 километров. Пушка же ГШ (Грязев-Шипунов) бьёт в точку на дистанции в полтора километра, тогда как американцам приходится сближаться на несколько сот метров. Лучших атакующих вертолётов в мире нет, пишет военный журналист С. Птичкин ("РГ", 23.11.96), и даже супервертолёт США "Команч" при его фантастической цене в принципе не лучше Ка-52.
Западу было чего смертельно бояться. Советский Союз мог получить воздушную армию, способную стирать с лица земли его танковые дивизии и узлы сопротивления на пути движения русских армий.
Чтобы представить русскую вертолётную силу, приведём один факт. Огонь батальона из 36 американских машин "Ирокез" (1728 неуправляемых ракет и 72 спаренных пулемёта) равен огню восьми пехотных батальонов или 8-минутной канонаде артиллерийского полка. А новые "Мили" и "Камовы" превосходят по своей мощи старичков "Ирокезов" в полтора–два раза. В КБ приборостроения под руководством нашего "зубра" Аркадия Шипунова в последние имперские годы работали над созданием гиперзвуковых противотанковых ракет, обладающих скоростью в 2–3 км/сек, идущих по "лазерной тропе". Её создаёт излучатель на борту геликоптера, как бы прорисовывая взгляд лётчика в кибер-шлеме. При такой космической скорости ракеты поражают цель за две–три секунды, а то и почти мгновенно. При этом отпадает надобность в головках самонаведения ракет, в весьма дорогих устройствах, которые можно обмануть ложными целями или сбить с пути электронными помехами. Ведь "глаза" атакующего гиперзвукового УРа, идущего по "лазерной тропе", обращены назад, на свой вертолёт, и помешать им ничем нельзя. А электронные помехи никак не действуют на лазер-наводчик. При этом такие ракеты в принципе могут вообще обойтись без разрывного заряда — на скорости в 2–3 километра в секунду их прочные головки пронизывают броню любого танка, словно пули — стекло. Ударные волны, образовавшиеся от их удара в металл корпуса, откалывают изнутри куски стали, способные смертельно изранить танкистов и иссечь электронную начинку танка.
Мы не приняли на вооружение эти машины ни тогда, ни теперь. Нам ещё раз до боли ясно преступление идеологов советского режима в 70–80-е годы. Замшелые старые импотенты и начётчики, они пичкали нас примитивной, набившей оскомину пропагандой, пряча истинную мощь и славу Империи. Мы ничего не знали о "Чёрных акулах". Они породили в наших умах представление об СССР как о чём-то вялом, бессильном и ни на что неспособным. Они отняли у нас национальную гордость!
До сих пор, в конце 90-х, детище камовцев остается на уровне лучших мировых образцов. Вертолёт, который вот уже десять лет не может поступить на вооружение! Но чудес не бывает. Вот уже в США появился новый "Сикорский" с уникальной компьютерной системой и сверхчувствительной тепловизионной аппаратурой в носовом отсеке. Вот уже Западная Европа пополняет свои арсеналы вертолётом "Тигр", превосходящим "Апач". Мы начинаем отставать.
Как нужны "Чёрные акулы" сейчас, когда враги обступили Россию со всех сторон, когда гремящая дуга войн охватила её с юга! Легионы воздушных всадников-киборгов должны рубить своими винтами воздух над каспийскими волнами и над горными цепями Кавказа, над лесами Белоруссии и у прибалтийских границ. Чтобы в любой миг обрушить на врага ливни металла и огненные рои сверхзвуковых ракет. Чтобы выжечь под корень любую чуму, дерзнувшую бросить вызов Единой и Неделимой. Что толку с того, что Ельцин в 1994-м подписал указ о принятии на вооружение Ка-50? Ведь ни одной "Чёрной акулы" в Чечне не было за все два года войны. Ни одной!